История стендовой стрельбы
Человек стал стрелять по искусственным мишеням задолго до появления огнестрельного оружия. Еще давным-давно существовала стрельба из лука по ярко раскрашенному чучелу птицы, закрепленного на вершине длинного шеста, который иной раз даже раскачивался ветром.
Использование мушкетов и первых ружей, при стрельбе по искусственным мишеням, не могло гарантировать высокую точность, поскольку в них применялись гладкие стволы и на глаз отмерянный заряд небольшой мощности.
Ранние фитильные замки не давали возможность вести прицельный огонь по движущимся целям, поскольку время зажигания пороха было слишком велико.
С появлением достаточно совершенного кремниевого ружья появилась возможность стрелять по летящей мишени с достаточно большой точностью, а к концу первой четверти 19 века кремниевый замок достиг наивысшей степени совершенства и на то время обеспечил максимальную точность в стрельбы по летящим целям. Появившиеся в 1807 году капсюльные системы еще больше повысили точность и скорость стрельбы.
В Британии, переполненной всяческой дичью, охота велась осенью и зимой, вполне естественно, что многие стрелки захотели найти мишени, по которым можно было бы стрелять и вне охотничьего сезона. В те времена, когда корнеплоды еще не выращивались и на зиму оставляли только скот необходимый для размножения, основным источником мяса были голуби, которые специально выводились в различного рода голубятнях, разбросанных по всей стране. Точно не известно, с какого времени начали проводиться спортивные состязания в стрельбе по живым голубям, но известно, что первый клуб был основан в середине 19 века. Один из первых клубов, объединивший стрелков по живым голубям был основан при таверне «Старая шляпа» в нескольких километрах от Лондона. Название «Старая шляпа» произошло от способа, которым удерживались птицы до момента выстрела: они накрывались старыми шляпами, которые сдергивались при помощи привязанной веревки.
Еще один клуб был основан при таверне «Рэд Хауз», ближе к центральному Лондону. Оба клуба отличались большим количеством стрельбы и очень крупными ставками, без которых стрельба по живым голубям была не мыслима. Чуть позже голубей стали помещать в металлические коробки-ловушки, или садки, открывающиеся при помощи пружины или рычага. Впервые садки были использованы в клубе «Хорнси Вуд Хауз», Северный Лондон, и в течение короткого времени этот спорт распространился по многим стрелковым и охотничьим клубам. Очень высокие результаты в этом виде стрельбы были показаны в конце 19 века. Известный стрелок того времени, капитан А. Х. Богардус, в 1880 году набрал 99 очков из 100 возможных. В течение последующих 20 лет дважды были установлены максимальные результаты: 100 очков из 100. Вскоре казнозарядное оружие практически повсеместно вытеснило дульно-зарядные капсюльные ружья. Первоначальные правила соревнований позволяли использовать заряд дроби весом в 35 г., а с переходом на казнозарядное оружие стал использоваться более тяжелый заряд, который, в свою очередь, потребовал увеличения размера патронника и веса оружия. Задолго до запрещения стрельбы по живым птицам в 1921 году, в Великобритании предпринимались попытки использовать искусственные мишени, первыми из которых стали глиняные шары.
Сначала они делались из простого стекла, затем использовалось цветное стекло; некоторые из шаров даже заполнялись мелкими перьями, которые разлетались при поражении цели. Были сконструированы метательные машинки, работающие по принципу римской катапульты; были и более сложные модели, которые могли выбрасывать шары в различных направлениях и с разными траекториями; некоторые машинки даже могли выбрасывать сразу по два шара. Но конструкция шара делала его относительно легкой мишенью, поскольку он довольно быстро терял скорость из-за сильного сопротивления. В 1880 году американец по фамилии Лиговски изобрел прообраз того, мы сегодня называем тарелкой. Первые плоские тарелочки были сделаны из глины, обожженной в печах для обжига кирпича. Тарелочки из кирпичной глины имели слишком большой вес, и многие производители экспериментировали в поисках более подходящих материалов. Первый клуб, объединивший любителей стрельбы по глиняным тарелочкам, был образован в Англии в 1884 году в Ботли, графство Гемприш. Вскоре был образован руководящий орган этого нового для Британии спорта.
Первоначально он получил название Ассоциация стрельбы по неживым птицам, но в начале нашего века был переименован в Ассоциацию стрельбы по глиняным птицам, успев к тому времени разработать и опубликовать целый свод правил; в Америке этот спорт так же вошел в моду.В то время часто проводились крупные стрелковые турниры, на которые собиралось множество зрителей. Большие толпы зрителей отправлялись в Уимблдон, а позднее – в Бисли, для того, чтобы увидеть знаменитых стрелков того времени. Следует иметь в виду, что в соревнованиях того времени использовался черный порох и порой очень тяжелые заряды дроби. К примеру, капитан А. Х. Богардус достаточно часто во время матчей-марафонов использовал ружье 10-го калибра с зарядом дроби 43 грамма и с 7 граммами черного пороха, причем он делал по нескольку тысяч таких выстрелов подряд.Спорт продолжал развиваться в период до Первой Мировой войны, и стал популярным не только в Британии и США, но и во многих странах Европы.
С начала войны спортивные состязания практически не проводились, но после 1919 года стрельба по глиняным голубям возродилась вновь. В период первого десятилетия после окончания войны, появился новый вид стрельбы по глиняным тарелочкам, который скоро стал очень популярным. Идея принадлежала владельцу собачьего питомника С. Е. Дэвизу (США), который установил две метательные машинки на разной высоте в противоположных точках круга диаметром 37 метров; стрелки меняли угол стрельбы, перемещаясь по окружности. В дальнейшем круг, придуманный Дэвизом, был урезан до полукруга в связи с тем, что его соседи решили устроить загон для цыплят в обстреливаемой зоне, что ограничивало стрельбу одной половиной круга.Очень скоро этот вид стрельбы стал распространяться, а в середине 20-х годов был утвержден свод правил и Американский стрелковый журнал учредил приз в размере 100 долларов на лучшее название нового вида спорта. Победительницей стала Гертруда Хурлбатт, которая предложила назвать эту дисциплину «скит», от староскандинавского слова «skeet» — стрелять. В 1939 году с началом Второй Мировой войны занятия этим видом спорта прекратились. Исключениями стали Королевские ВВС, где довоенные чемпионы по стендовой стрельбе стали инструкторами для нескольких тысяч воздушных стрелков. В США соревнования по стрельбе проводились еще в течение нескольких лет с момента вступления Америки в войну и были прекращены только в 1942 году.
Начиная с 1946 года положение дел, хотя и медленно, начинает исправляться. Несколько компаний возобновили производство глиняных тарелочек. К началу 60-х годов, когда уровень жизни населения вырос, общая тенденция больше заниматься спортом привела к резкому росту популярности стрельбы по обе стороны Атлантики.
В России в начале XX века была довольно широко распространена «садочная стрельба». В 1912 году российская сборная команда впервые приняла участие в V Олимпиаде в Стокгольме. После 1917 года соревнования стендовиков проводились от случая к случаю по произвольным правилам. Только в 1927 году в Москве, в Останкино, появился первый стенд с траншеей, в которой были установлены метательные машинки. Впоследствии этот стенд был модернизирован и долгие годы служил многим поколениям отечественных стендовиков. В конце 1920-х годах спортивные стенды появились в Ленинграде, Киеве, Баку и других городах.
В 1934 году состоялся первый чемпионат СССР. В 1955 году на чемпионате Европы к советским стендовикам пришел первый успех — обладателями золотых медалей стали Юрий Никандров, траншейный стенд, и Николай Дурнев, круглый. На чемпионате мира в 1958 году чемпионом на круглом стенде стал Арий Каплун, а первым олимпийским чемпионом в этом же упражнении на XIX Олимпиаде в Мехико в 1968 году стал Евгений Петров. Выступая в международных соревнованиях самого различного ранга, наибольших успехов среди советских спортсменов добились: на круглом стенде Юрий Цуранов, трехкратный чемпион мира в личном зачете,